*

Открытие Америки

В то время как цивилизация таино достигла вершины развития, в Европе наступили времена перемен: феодальные отношения постепенно приходили в упадок, зарождался капитализм.

Люди, удовлетворившие примитивные бытовые потребности, начали искать богатства, славы и всеобщей признательности. Некоторые из них посвятили себя созиданию, исследованиям, изобретениям, другие пустились в финансовые авантюры.

Развитие торговли вызвало острую потребность в золоте и в поиске новых морских путей в Индию и Китай. Торговля с этими странами была затруднена из-за турецких завоеваний. Турки, захватившие Константинополь, взимали колоссальные пошлины за транзит специй, которые уже широко применялись и в кулинарии, и для консервирования мяса. Пряности и другие восточные товары доставлялись теперь в ограниченном количестве и только через посредство венецианцев, получивших особые права на торговлю в Средиземном море.

Первыми на поиски стран, богатых золотом, и морских путей в Индию отправились португальские мореплаватели. Но прежде чем португальцы смогли достичь берегов Индии, Колумб открыл Новый Свет – Вест-Индию. 

Христофор Колумб3 августа 1492 года флотилия, состоящая из 3 кораблей, вышла в море из испанского порта Палос-де-Могер (Palos de Moguer) и взяла курс на запад. 12 октября экспедиция достигла американского континента – это был остров Уотлинг, ныне принадлежащий Багамскому архипелагу. 5декабря был открыт остров Гаити, названный Колумбом Эспаньолой (Малая Испания). Жителей всех открытых островов Нового Света Колумб называл индейцами, будучи убеждённым, что наконец-то достиг вожделенной Индии. 4 января 1493 года Колумб отправился обратно в Европу, основав на Эспаньоле форт Рождество (Navidad).

В Испании его встретили с большими почестями, веря, как и он сам, что открытые острова и есть настоящая Индия. Испанские монархи Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский приняли решение организовать вторую экспедицию для колонизации острова Эспаньола. 27 ноября 1493 года Христофор Колумб вернулся на Гаити (Эспаньолу) уже во главе целого флота из 17 судов. Кроме экспедиционного корпуса, состоящего в основном из кастильцев, численностью около полутора тысяч человек, с Колумбом прибыли и купцы, и земледельцы, и ремесленники, и авантюристы, надеявшиеся поправить в новых странах свои денежные дела. 

В первые два десятилетия после открытия Америки в поисках наживы, и прежде всего золота и серебра, на острова Карибского моря устремились конкистадоры – искатели приключений, обедневшие дворяне, наемные солдаты, уголовные преступники. Испанские конкистадоры («завоеватели») имели за плечами почти 800-летний опыт сражений за освобождение родного иберийского полуострова от вторжения мавров. Это были закалённые войной люди, крестоносцы, которые, заставляя мавров отступать, по мере своего продвижения основывали королевства и княжества. И вот эти люди остались не у дел, восьмисотлетний крестовый поход закончился. Завершившие последнюю битву с маврами, они превратились в рыцарей удачи и в погоне за легкой наживой устремились за океан. Они искали новых неверных и оставили за собой столь впечатляющий след жестокости, что ему не найдётся равных в истории европейских народов. По образному выражению очевидца Лас Касаса, «они шли с крестом в руке и ненасытной жаждой золота в сердце». Фантастическая стойкость этих людей, их способность прокладывать себе путь вероломством и силой, побеждать армии, в сотни раз превосходящие их численностью, не поддаются воображению.

Николас де ОвандоВ 1502 году губернатором острова Эспаньола был назначен командор Николас де Овандо (Nicolas de Ovando), которого считали человеком благородным и способным управлять большим количеством людей. Овандо был наделен такими полномочиями, какими до него ещё не обладал ни один человек в Новом Свете. При управлении Овандо, продолжавшемся семь лет, произошли значительные изменения в жизни населения острова, в том числе и настоящая колонизация Эспаньолы. Губернатор начал с восстановления испанского поселения Санто-Доминго, которое было значительно опустошено разрушительным ураганом 1502 года. Было выбрано новое место (там, где сейчас размещается столица страны Санто-Доминго) и построены капитальные каменные здания, олицетворявшие собой силу и непреклонность намерений испанской монархии и предназначенные для размещения основных институтов управления колонией.

Испанская монархия и католическая церковь были заинтересованы сохранить индейцев в качестве подданных короны и новообращенных католиков, и Овандо получил указания обращаться с местным населением дружелюбно. Но испанские колонисты использовали туземцев как рабов, заставляя выполнять изнурительную работу и платить непосильные оброки. Защищая интересы соотечественников и выполняя волю королевы Изабеллы, губернатор издал указ об обязательном труде индейцев. Широкое распространение получила экономиенда (la economienda) – право колонистов на пользование землёй и сбор подати с проживающих на ней индейцев. Предполагалось, что владелец земельного участка будет предоставлять местным жителям помощь, обучение и защиту, обратит «подопечных» в христианскую веру. В обмен индейцы должны были выполнять все обязанности, возложенные на них испанцами: работать на плантациях, добывать золото и другие металлы, обрабатывать поля и добывать пищу для поселенцев острова. Провозглашалось, что индейцы будут свободными людьми, а не рабами. На деле же экономиенда обернулась для коренного населения жестоким гнетом и непосильным трудом. В сущности, было введено крепостное право.

Страсть к быстрому обогащению, неуёмная жажда сиюминутной наживы как испанской монархии, так и самих конкистадоров привели к полному уничтожению местных жителей – индейцев таино. Свою неприглядную роль сыграл в этом и губернатор Овандо. Так, например, он приказал публично казнить на площади Санто-Доминго Анакаону (Anacaona), управлявшую провинцией Харагуа (Jaragua), а затем полностью истребил индейцев этой провинции, чуть позже он уничтожил таино в Игуэе (Higuey), которые находились под властью Котубанама (Cotubanama). Спустя много лет Педро Мир (Pedro Mir) написал о жестоком правлении губернатора Овандо: "Где он хочет приложить свою руку, остаётся отпечаток всех пяти пальцев".

Прекрасные климатические условия острова Гаити (Эспаньола) позволили колонистам выращивать сахарный тростник, т.к. в самой Испании сахара было мало. Для развития сахарного производства требовалась дешёвая рабочая сила, которой стали негры – рабы, привозимые из Африки, более выносливые и пригодные для тяжелых работ, чем индейцы.

Оставшиеся в живых индейцы таино отказывались от каторжных работ и периодически поднимали восстания. Самым известным из них было восстание Энрикийо (Enriquillo) в Баоруко. Тринадцать лет продолжалась ожесточённая освободительная борьба. За мятежом Энрикийо в декабре 1522 года последовали восстания африканских негров-рабов, протестовавших против ужасающей жестокости и бесчеловечной эксплуатации. Несмотря на беспощадные карательные меры, восстания периодически поднимались по всей стране. Восставшие негры-рабы стали объединяться с индейцами таино и получили название "симаррон" (от испанского Cimarron – "беглец"). Среди лидеров освободительного движения африканских рабов были Хуан Вакеро (Juan Vaquero), Диего де Гузман (Diego de Guzman) и человек, известный по кличке Лемба (Lemba). 

По мере того как продвигалась колонизация Эспаньолы – происходила христианизация населения, вырабатывались юридические нормы, развивалось образование – на острове зарождалась и интеллектуальная среда. Первоначально к ней относились монахи францисканцы и доминиканцы, распространявшие католическую веру. Они были духовными конкистадорами, и именно среди них стали появляться выдающиеся гуманисты – проповедники и учёные, – среди которых можно выделить Педро Кордову (Pedro Cordova), Антона де Монтесиноса (Anton de Montesinоs), Бартоломео де лас Касаса (Bartolomeo de las Casas) и многих других. Среди интеллектуалов начала 16 века были в основном европейцы – Алехандро Геральдини (Alejandro Geraldini), Себастьян Рамирес (Sebastian Ramirez), Тирсо де Молина (Tirso de Molina) и другие, но к середине века появились поэты и прозаики – уроженцы острова Эспаньола: Франциско Тостадо де Ла Пенья (Francisco Tostado de la Peña), Леонор де Овандо (Leonor de Ovando), монахиня Эльвира де Овандо (Elvira de Ovando) и Кристобаль де Йенера (Cristobal de Llenera).